Бий своїх

17.08.2015 16:50 | Банк: Ощадбанк, Укрексімбанк, НБУ

/ business.ua / 

Новая редакция Меморандума между Украиной и МВФ от 21 июля текущего года предлагает сделать одним из основных аспектов финансовой политики ужесточение контроля и существенное сокращение объемов кредитования банками связанных лиц.
 
Валерия Гонтарева,
глава НБУ:
“Сегодня мы не видим предпосылок для дестабилизации ситуации. Четыре месяца подряд счет 
текущих операций не просто сбалансирован, а сводится с профицитом”
 
Инсайд — на сайт
“До 15 июня десять крупнейших частных банков представили отчеты об объемах кредитования связанных лиц в соответствии с требованиями новой нормативной базы, — говорится в тексте Меморандума. — Более того, независимые аудиторские фирмы уже начали анализировать эти отчеты”. Контролировать процесс будет Управление специального мониторинга (УСМ), которое Нацбанк пообещал создать до конца июля. И сделал это в последний момент: 31 июля было принято соответствующее постановление НБУ №506. Примечательно, что текст документа отсутствует как на сайте НБУ, так и в базе Верховной Рады. Согласно Меморандуму, в состав УСМ должны были войти руководители надзорных подразделений банковского регулятора, а также первый заместитель председателя Нацбанка. 
 
В Меморандуме предусмотрено, что “комитет будет рассматривать и утверждать результаты детального анализа операций связанных лиц банка и предоставлять правлению НБУ предложения относительно утверждения или отклонения планов по сокращению кредитования связанных лиц”. Следует отметить, что еще весной в структуре надзорной вертикали регулятора было создано новое подразделение — Управление связанных с банками лиц. Кроме того, НБУ взял на себя обязательство до конца июля оценить свои потребности в информации и согласовать соответствующие меморандумы с другими органами власти, занимающимися ведением госреестров (Минюст). Это нужно для упрощения процесса выявления связанных лиц. Так или иначе, УСМ должно полноценно заработать до конца сентября.
 
Как известно, засилье инсайдерского кредитования по праву считается одной из основных причин краха большинства отечественных банков. До сих пор банки легко обходили ограничения и запреты регулятора на подобного рода операции. Да и как иначе, если Нацбанк даже не знал реальных собственников некоторых финучреждений! Вот и получалось, что по нормативам инсайдерское кредитование практически отсутствовало, тогда как на деле — процветало. До недавнего времени НБУ требовал рассчитывать сразу два “инсайдерских” норматива — Н9 (максимальный размер кредитов одному инсайдеру) и Н10 (кредиты всем инсайдерам), которые не должны были превышать, соответственно, 5% и 30% регулятивного капитала. По состоянию на последнюю отчетную дату — 1 июня, Н9 в целом по системе равнялся 0,2%, а Н10 — едва перевалил за 1%!
 
Постановлением НБУ №361 от 08.06.15 г. “Об одобрении изменений в Методику расчета экономических нормативов регулирования деятельности банков в Украине” был введен единый инсайдерский норматив — Н9, отображающий операции со всеми связанными лицами. Его значение не должно превышать 25% регулятивного капитала банка. Первые замеры показывают, что банковский сектор в целом укладывается в заданные рамки. Так, на 1 июля значение обновленного Н9 по системе составило 17,4%, на 1 августа — 20,3%. 
 
Рост показателя может свидетельствовать о том, что банки постепенно начинают раскрывать карты. Пока в нарушениях честно и откровенно признаются единичные игроки рынка. Например, так поступил банк “Финансы и Кредит”, у которого Н9 на конец июня составил почти 143%, что почти в шесть раз превышает норму! Признал свои грехи и “Платинум Банк”. В то же время, по информации БИЗНЕСа, на самом деле в инсайдерских кредитах погрязли почти все банки за исключением пары-тройки игроков с западным капиталом. Не исключено, что без инсайда для многих олигархов банковский бизнес окажется просто неинтересным.
 
Валютный вопрос

В тексте Меморандума с МВФ также следует подчеркнуть еще один важный нюанс: Нацбанк взял на себя обязательство наращивать золотовалютные резервы. О соответствующих планах на прошлой неделе заявила и председатель НБУ Валерия Гонтарева: “До конца года планируем нарастить валютные резервы до $18 млрд. Это, конечно, амбициозные планы. Задача-минимум для нас — $15 млрд, которые покрывают три месяца импорта”. Как известно, в июле текущего года золотовалютные резервы Украины увеличились на $112 млн, или на 1,1%, — до $10,4 млрд. Этому способствовало зачисление $878 млн финансовой помощи. В частности, $673 млн поступило от Евросоюза и Всемирного Банка, $205 млн — от размещения гособлигаций.
 
Что с этого бизнесу и населению? Ответ прост. Именно достижение определенного уровня золотовалютных резервов является (согласно тому же Меморандуму) одной из предпосылок для отмены административных ограничений на валютном рынке.
 
Тем временем Минфину по-прежнему не удается реструктурировать внешнюю задолженность. Как известно, обновленное предложение для кредиторов Украина направила еще 4 августа. Тогда Минфин планировал завершить многомесячную переговорную эпопею в течение недели. Однако не случилось.
И это несмотря на то, что МВФ настойчиво призывает кредиторов пойти на уступки.
 
В минувшую пятницу, 14 августа, украинская делегация и специальный комитет кредиторов сообщили о проведении в Сан-Франциско детальных дискуссий
о реструктуризации украинского государственного внешнего долга. Примечательно, что ранее Наталия Яресько, министр финансов Украины, анонсировала эту встречу как финальный раунд переговоров с частными кредиторами. Тем не менее в совместном заявлении отмечается, что переговоры еще продолжаются. Как известно, в конце июля кредиторы предложили Украине списать 5% внешних долгов страны при их реструктуризации. Тогда как Минфин продолжает настаивать на списании 40% долга, отсрочке погашения и снижении процентной ставки. 
 
Украине предстоит выплатить $60 млн купона 23 августа и погасить еврооблигации на $500 млн 23 сентября. Власти заявляют, что если в ближайшее время не удастся достичь договоренности о реструктуризации долгов, будет введен мораторий на выплаты по внешним обязательствам. То есть в очередной раз замаячит перспектива дефолта. Приходится констатировать, что перманентные разговоры о дефолте серьезно вредят процессу стабилизации банковского сектора, которая вроде бы наметилась в июне. Во всяком случае, об этом свидетельствует обнародованная НБУ статистика. 
 
Так, по итогам июля снова наблюдался отток депозитов населения в национальной валюте в размере почти 5 млрд грн. Тогда как по итогам июня был зафиксирован приток в размере 2,5 млрд грн. В прошлом месяце усилился и отток валютных депозитов — до $435 млн по сравнению со $191 млн в июне. Кстати, более оперативно официальному Киеву удалось договориться с иностранными кредиторами двух госбанков: Укрэксимбанка и Ощадбанка. Стала возможной реструктуризация еврооблигаций этих финучреждений на сумму в общей сложности около $3 млрд (Укрэксимбанк — $1,5 млрд и Ощадбанк — $1,3 млрд). Правда, следует помнить, что в данном случае речь о списании долгов не велась — украинская сторона договаривалась лишь о продлении сроков погашения долга.
 
Несмотря на негативные статистические данные, в Нацбанке не видят предпосылок для дестабилизации ситуации. “Четыре месяца подряд счет текущих операций не просто сбалансирован, а сводится с профицитом. А до марта сальдо было отрицательным”, — аргументирует свою позицию Валерия Гонтарева. Кстати, на одном из последних собраний с банкирами она смело заявила, что худшие времена для экономики Украины уже позади. Между тем с начала августа межбанковский курс гривни по отношению к доллару колеблется у отметки 21,5 грн./USD. То есть немного укрепился по сравнению с показателями июля. Примечательно, что российский рубль демонстрирует максимальную слабость за последние полгода. Валюта РФ обвалилась по отношению к доллару до 65 RUR/USD, к евро — до 70 RUR/EUR.